Преподобные отцы, во Святой Горе Афонской просиявшие
(Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святей Горе Афонской просиявших)
В Собор Афонских преподобных входят:
• Прп. Неофит Ватопедский (Афонский) (XIV в., память 21 января)
• Прп. Геннадий Ватопедский (Афонский), дохиар (эконом) (XV в., память 17 ноября)
• Прп. Филофей Афонский (кон. X - нач. XI вв., память 21 октября)
• Прп. Исихий Хоривит (VI, память 3 октября)
• Прп. Петр Афонский (+ 734, память 12 июня)
• Прп. Павел Ксиропотамский (+ 820, память 28 июля)
• Исп. Василий Солунский, архиеп. (+ ок. 870, память 1 февраля)
• Прп. Евфимий Новый, Солунский, иеродиакон (+ 889, память 15 октября)
• Прп. Даниил Афонский (+ 980, память 5 июля)
• 5 учеников прп. Афанасия Афонского (+ 980, память 5 июля)
• Прп. Иоанн Святогорец, Иверский (Афонский) (+ 998, память 13 мая, 12 июля)
• Инок Карейский, удостоившийся явления Архангела Гавриила (X, память 11 июня)
• Прп. Гавриил Святогорец, Иверский (Афонский) (X, память 13 мая, 12 июля)
• Прп. Евфимий Дохиарский (Афонский) (X, память 9 ноября)
• Прп. Неофит Дохиарский (Афонский) (X, память 9 ноября)
• Прп. Фома Малеин (X, память 7 июля)
• Прп. Афанасий Афонский, игум. (+ 1000, память 5 июля)
• Прп. Евфимий Новый, Святогорец, Иверский (Афонский), сын прп. Иоанна Святогорца (+ 1028, память 13 мая, 12 июля)
• Прп. Георгий Святогорец, Иверский (Афонский), ктитор (+ 1066, память 13 мая, 27 июня)
• Прп. Антоний Печерский (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября)
• Прп. Иоанн Кукузель, Афонский, доместик (регент) (+ XII, память 1 октября)
• Прп. Агапий Ватопедский (Афонский) (+ XIII, память 1 марта)
• Прп. Симеон Мироточивый, Хилендарский (Афонский), ктитор (+ 1200, память 13 февраля)
• Свт. Савва I Сербский, архиеп. (+ 1237, память 12 января, 6 мая)
• Прп. Симон Мироточивый, Симонопетрский (Афонский) (+ 1257, память 28 декабря)
• Свт. Арсений I Сербский, архиеп. Сербский (+ 1266, память 28 октября)
• Свт. Савва II Сербский, архиеп. (+ 1271, память 8 февраля)
• Свт. Иоанникий I Сербский, архиеп. (+ после 1272, память 28 мая)
• Прмч. Евфимий Ватопедский (Афонский), игумен (+ 1276 (1280), память 4 января)
• Прмч. Антоний Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Варсонофий Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Дометиан Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Евфимий Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Иаков Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Иаков Зографский (Афонский) (другой) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Иларион Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентбря, 10 октября)
• Прмч. Иоанникий Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Иоасаф Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Иов Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Киприан Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Кирилл Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Косма Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Мартиниан Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Мина Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Михей Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Павел Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Парфений Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Савва Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Сергий Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Симон Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Фома Зографский (Афонский), игумен (+ 1276 (1280), память 22 сентбря, 10 октября)
• 12 преподобномучеников Ватопедских (Афонских), со сщмч. игуменом Евфимием Ватопедским (+ 1276 (1280), память 4 января)
• 4 мученика Зографские (Афонские), миряне, пострадавшие с прмч. Зографскими (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прпп. отцев, монахов Иверского монастыря, замученных латинами в XIII веке (память 13 мая)
• Прп. Дамиан Есфигменский (+ 1280, память 23 февраля)
• Преподобномученики Карейские (Афонские) (+ 1260–1281, память 5 декабря)
• Свт. Евстафий I Сербский, архиеп. (+ ок. 1285, память 4 января)
• Прп. Герасим Эвбейский (XIV, память 7 декабря)
• Прп. Никифор Афонский (XIV, память 4 мая)
• Свт. Феодосий Трапезундский, митр. (XIV, память 11 января)
• Прп. Никодим Ватопедский (Афонский) (XIV, память 11 июля)
• Прп. Григорий Византийский, Афонский (XIV, память 6 апреля)
• Прп. Григорий Синаит (+ 1310 (1346), память 8 августа)
• Свт. Афанасий I, патриарх Константинопольский (+ 1315, память 24 октября)
• Прп. Косма Зографский (Афонский), иером., отшельник (+ 1323, память 23 февраля, 22 сентября)
• Свт. Никодим Сербский, архиеп. (+ 1325, память 11 мая)
• Свт. Феолипт Филадельфийский, еп. (+ ок. 1325)
• Прп. Нифонт Афонский (+ 1330, память 14 июня)
• Свт. Даниил II Сербский, архиеп. (+ 1338, память 20 декабря)
• Прп. Максим Кавсокаливит, Афонский (+ 1354, память 13 января)
• Прп. Григорий Доместик, Афонский (+ ок. 1360, память 1 октября)
• Свт. Григорий Палама, архиеп. Солунский (+ ок. 1360, память 14 ноября, 2-я Неделя Великого поста)
• Свт. Каллист I Константинопольский, патриарх (+ ок. 1363, память 20 июня)
• Прп. Ромил Бдинский (+ после 1375, память 16 января)
• Прп. Дионисий Афонский, ктитор обители св. Иоанна Предтечи (+ после 1380, память 25 июня)
• Прп. Дометий Дионисиатский, Афонский, игумен (+ 1380, память 25 июня)
• Прп. Каллист II Ксанфопул, Константинопольский, патриарх (+ после 1397, 22 ноября)
• Свт. Ефрем Сербский, патриарх (+ 1400, память 15 июня)
• Прп. Григорий Серб, Молчальник, Афонский, ктитор (+ после 1405, память 7 декабря)
• Свт. Киприан, митр. Московский и всея Руси (+ 1406, память 27 сентября, 16 сентября)
• Прп. Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский (+ 1412, память 7 октября)
• Прп. Арсений Коневский (+ 1447, 12 июня)
• Прп. Савва Вишерский, Новгородский (+ 1461, память 1 октября)
• Свт. Нифонт II Константинопольский, патриарх (+ 1490, память 11 августа)
• Прп. Савва Крыпецкий, Псковский (+ 1495, память 28 августа)
• Прп. Феофан Новый, Афонский, игумен (+ XV, память 19 августа)
• Прп. Филофей Карейский, Афонский (+ кон. XV, память 5 декабря)
• Прп. Дометий Филофеевский, Афонский (+ XVI, память 7 августа)
• Прп. Дионисий Филофеевский, Олимпийский, игумен (+ XVI, память 24 января)
• Свт. Феона Солунский, митр. (+ XVI, память 4 апреля)
• Прп. Нектарий Битольский, Карейский, Афонский (+ 1500, память 5 декабря, 15 декабря)
• Прп. Нил Сорский (+ 1508, память 7 апреля, 7 мая)
• Прмч. Иоасаф Афонский, ученик свт. Нифонта II Константинопольского (+ 1516, память 26 октября)
• Прмч. Дионисий Дохиарский (Афонский), ученик прмч. Иакова Костурского (+ ок. 1520, память 1 ноября)
• Сщмч. Иаков Дохиарский (Афонский), иеродиакон, ученик прмч. Иакова Костурского (+ ок. 1520, память 1 ноября)
• Прмч. Иаков Костурский, Дохиарский (Афонский) (+ ок. 1520, память 1 ноября)
• Прп. Иннокентий Комельский, Вологодский (+ 1521, память 19 марта)
• Прмч. Макарий Солунский, ученик св. Нифонта Константинопольского (+ 1523, память 15 сентября)
• Прп. Феофил Мироточивый, Афонский (+ 1548, память 8 июля)
• Прп. Максим Грек (+ 1556, память 21 января, 21 июня)
• Прмч. Дамиан Новый, Филофейский, Ларисский (+ 1568, память 23 февраля, 3-я Неделя по Пятидесятнице)
• Прп. Герасим Кефалонский, Новый, Натарас, Афонский, иером. (+ 1579, память 16 августа, 20 октября)
• Прмч. Макарий Новый, Кийский, Афонский (+ 1590, память 6 октября)
• Прп. Симеон Босой, Филофеевский, Фламурийский, Афонский, игумен (+ 1594, память 19 апреля)
• Прп. Евдоким Ватопедский (Афонский) (+ XVII, память 5 октября)
• Прп. Леонтий Прозорливый, Афонский (+ 1605, память 18 июня)
• Прп. Нил Мироточивый, Афонский, иером. (+ 1651, память 7 мая, 12 ноября)
• Свт. Афанасий III Пателарий, патриарх Константинопольский, Лубенский (+ 1654, память 2 мая)
• Прмч. Киприан Новый, Константинопольский (+ 1679, память 5 июля)
• Прмч. Дамаскин Афонский, Константинопольский (+ 1681, память 13 ноября)
• Прмч. Илия Ардунис (+ 1686, память 31 января)
• Прмч. Роман Карпенисийский (+ 1694, память 5 января, 16 февраля)
• Прмч. Никодим Албанский, Охридский, Мироточец (+ 1722, память 11 июля)
• Прп. Акакий Кавсокаливит (+ 1730, память 12 апреля)
• Прмч. Пахомий Русский, Афонский (+ 1730, 7 мая, 20 мая (на Патмосе), 21 мая (на Афоне))
• Прмч. Констанций Русский, иером. (+ 1743, память 26 декабря)
• Прп. Иерофей Новый, Каламский, Иверянин, иером. (+ 1745, память 13 сентября)
• Прп. Паисий Хилендарский (Афонский), Болгарский (+ после 1762, память 19 июня)
• Прмч. Дамаскин Новый, Габровский, игумен (+ 1771, память 16 января)
• Сщмч. равноап Косма Этолийский, Афонский, Албанский (+ 1779, память 24 августа)
• Мч. Иоанн Болгарин (+ 1784, память 5 марта)
• Мч. Феодор Митиленский (+ 1784, память 30 января)
• Мч. Георгий Афонский (+ 1794, память 2 октября)
• Прп. Паисий Величковский (+ 1794, память 15 ноября)
• Мч. Константин Родосский (+ 1800, память 14 ноября)
• Прмч. Лука Одринский, Митиленский, Афонский (+ 1802, память 23 марта, 3-я Неделя по Пятидесятнице)
• Прмч. Иларион Критянин, Афонский (+ 1804, память 20 сентября)
• Прмч. Никита Славянин, Афонский, иером. (+ 1808, память 4 апреля)
• Прп. Никодим Святогорец (+ 1809, память 14 июля)
• Прмч. Прокопий Варненский, Смирнский (+ 1810, память 25 июня)
• Прмч. Евфимий Константинопольский, Димицанский, Новый, Афонский (+ 1814, память 22 марта, 1 мая)
• Прмч. Игнатий Новый, Афонский, Константинопольский (+ 1814, память 1 мая, 20 октября)
• Прмч. Акакий Новый, Сярский, Афонский (+ 1816; память 1 мая)
• Прмч. Гедеон Каракалльский, Афонский (+ 1818, память 30 декабря)
• Прмч. Онуфрий Хилендарский (Афонский) (+1818)
• Прмч. Агафангел Есфигменский (+ 1819, память 19 апреля, 29 октября)
• Мч. Константин Афонский (+ 1819, память 2 июня)
• Прмч. Тимофей Есфигменский, Афонский (+ 1820, память 19 апреля, 29 октября)
• Прмч. Нектарий Вриулльский (+ 1820, память 11 июля)
• Прмч. Дионисий Ватопедский (+ 1822, память 31 июля)
• Прп. Гавриил Афонский, архим. (+ 1901, память 9 июля)
• Прп. Силуан Афонский (+ 1938, память 11 сентября)
• Прп. Порфирий Кавсокаливит (+ 1991, память 2 декабря н.ст.)
• Прп. Паисий Свяогорец (+ 1994, память 12 июля н. ст.)
Тропарь
глас 1
Пустыни Афонския отцы,/ Ангелы во плоти,/ исповедники вкупе и преподобныя,/ святители же и мученики в пениих почтим,/ подражающе добродетелем их,/ зовуще согласно и глаголюще:/ слава Прославльшему вы,/ слава Венчавшему вы,/ слава в бедах предстатели нам вы Показавшему.
Кондак
глас 4
Онебесившия Гору сию,/ и показавшая в ней житие ангельское,/ и множество монахов собравшия отцы,/ приидите, благохвалим вси, к ним взывающе:/ веяния беды и искушения нас избавите,/ множество преподобных,/ Афонская похвало.
Величание
Ублажаем вас,/ преподобнии отцы Афонстии,/ в Горе сей постившиися,/ и чтим святую память вашу,/ наставницы монахов/ и собеседницы Ангелов
Молитва
О блаженнии и святии отцы, преподобнии, святителие, священномученицы и преподобномученицы, мироточивии и чудотворцы, земнии Ангели и Небеснии человецы, сея Святыя Горы насельницы и украсителие, по Богородице наши предстателие пред Господем, благодетелие и назирателие, царское победоносное ополчение, в телесех победившее безтелесныя демоны, Царицы Небесныя Пречистыя Богородицы мироуханнии цвети, светлоплодовитая древеса мысленнаго сего рая Приснодевы, реки приснотекущия дарований духовных! Приимите похвальная словеса сия, яже вам приносим, якоже Господь прият вдовицы две лепте, и общее празднество, совершаемое нами в честь и память вашу, объимите, яко воню благоухания и жертву благоприятну: не имамы бо ино что принести по долгу благодетелем нашим за великая благодеяния, яже прияхом и имамы приити от вас. Ей, исповедуем, яко мы грех ради наших несмы достойни жити на месте сем и именоватися сынми вашими, но вы за благосердие ваше не отрицайтеся быти нам отцы. Не забывайте нас, смиренных, но соблюдайте священныя монастыри ваша и вся скиты и келлии и нас, живущих в них, сохраняйте и избавляйте от всякаго искушения и напасти в житии сем, в будущем же веце да сподобимся святыми вашими молитвами блаженства купно с вами, сынове со отцы своими, стадо с пастыри своими, ученицы со учители своими, и да услышим от вас оный блаженный глас ко Господу: се мы и дети, яже дал еси нам, Господи! И, радующеся, воздадим всякую славу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.
и тоже (как и в земли болгарские)
Собор Всех Святых в земле Российской просиявших
Второе воскресенье по Пятидесятнице – это «Неделя Всех Святых, в земле Российской просиявших» — Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.
Столько святых, сколько дал народ, живший на нашей земле, не было больше нигде. В Евангелии говорится: «Вышел Сеятель сеять». Господь посеял слово Божие во всех народах, и каждый из них по-своему на это отреагировал. Святость — есть ответ человека на зов Божий.
Бог пришел на землю, чтобы позвать всех. Он так сказал: «Много званых». Мы живем в век, когда на земле уже не осталось ни одного человека, за исключением маленьких детей, которые не слышали ещё бы об Иисусе Христе. Сам звук Его имени уже рождает некие ассоциации. Во всяком случае, все знают, что Этот Человек говорил про Себя, что Он Сын Божий, сшедый с Небес. И все знают, что Он родился от Девы Марии, что был распят на Кресте…
Но реакция сердца человека на это событие бывает совершенно разная. К сожалению, большинство людей эта тема практически не интересует. Они не дают себе даже труда узнать, а что же Христос говорил, живя на земле; что Он делал, когда ходил две тысячи лет назад по Палестине; как случилось, что, хотя по всему видно, что это был Человек хороший, Его распяли. Жизнь Иисуса Христа неинтересна большинству живущих на земле, – то есть хотя до их слуха доносится призыв, ответа на него люди не дают. Господь пришел ко всем. Конечно, Он начал со Своего народа избранного, который уже тогда познал Единого Бога. Но этот народ в массе своей отверг Его, так же как теперь и наш народ в массе своей совершенно отверг Христа – и, кстати, по той же самой причине. Это, видимо, вообще удел человечества – отвергнуть Бога. Но были люди, которые откликнулись на этот призыв. Каким же образом совершился их ответ Богу? На примере апостолов, этих первых святых Нового Завета, мы видим, как это случается.
В Евангелии от Матфея, рассказывается, как Господь призвал апостолов Андрея, Петра, Иакова и Иоанна. Подошёл Он к Галилейскому морю, увидел двух братьев, закидывающих сети в море, и говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они тотчас оставили сети и пошли за Ним. Так же и сыновья Зеведеевы.
Представьте себе картину – рыбаки ловят рыбу. Это источник их существования: от этой рыбы они и питаются, от этой рыбы они и одеваются, и содержат свои дома. И вот Он их зовёт – они это всё бросают, т.е. совсем и навсегда оставляют и идут за Ним. А Иаков с Иоанном оставили даже и отца, а Петр оставил дома жену и стал ходить за Христом. Такое мало кто может совершить – вот так ради Христа отказаться от всего. Поэтому мало кто может быть апостолом…
История праздника
Назидательна история праздника. Начиная с XVI столетия в нашей Церкви существовало празднование памяти «Всех Святых Новых Чудотворцев Российских». Совершалось оно 17 июля (по ст. ст.), т. е. на третий день памяти Крестителя Руси – св. князя Владимира.
Традиционным автором службы сего праздника считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря (он составил ее текст, очевидно, в середине XVI в.). Известно два ее издания под названием «Служба всем российским чудотворцам» (Гродно и Супрасль, в одном и том же 1786 г.).
Но в центральной России этот праздник по каким-то причинам не получил распространения, был фактически забыт и не вошел в печатные Месяцесловы, а его текст не был издан. Очевидно, испытания, посылаемые Богом могущественной стране и государственной Церкви, многим казались преодолимыми своими силами. Лишь катастрофа 1917 г. заставила всерьёз обратиться к помощи Свыше.
Знаменательно, что инициатором воссоздания праздника выступил гениальный историк-востоковед проф. Петроградского университета (ныне СПбГУ) акад. Борис Александрович Тураев (†1920), сотрудник Богослужебного Отдела Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов.
В своём докладе он особо отметил то обстоятельство, что «составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами ее в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства.
...
В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов Святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, – представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».
Священный Собор в заседании 13/26 августа 1918г., в день именин Святейшего патриарха Тихона, заслушал доклад Б. Тураева и, обсудив его, принял следующее постановление:
«1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех Святых Русских.
2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста.»
Собор предполагал, что этот праздник, имеющий для нас особое значение, должен стать как бы храмовым для всех православных церквей на Руси. Таким образом, не случайно, что восстановлен (а фактически введен заново) этот праздник был в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю его девятнадцативековую историю.
Характерно, что и содержание его, как предлагал Б. Тураев, стало более универсальным: это уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси, не триумфальное, но покаянное, заставляющее нас оценить свое прошлое и извлечь из него уроки для созидания Церкви в новых условиях.
Составителями текстов службы стали сам Б. Тураев, член Собора и сотрудник его Богослужебной комиссии, и иером. Афанасий (Сахаров) (впоследствии епископ Ковровский, †1962; ныне причислен к лику святых как исповедник, память 15/28 октября).
Первоначальный вариант службы был издан отдельной брошюрой в том же 1918 г. Позднее текст дополнялся; в работе принимали участие также митр. Сергий (Страгородский) (ему принадлежит тропарь), свящ. Сергий Дурылин и другие.
Первым храмом в честь Всех Российских Святых стала домовая церковь Петроградского университета. Её настоятелем с 1920 до закрытия в 1924 году был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году.
После прекращения прямых гонений на Церковь в 40-е годы XX в. текст службы был напечатан с цензурными искажениями, уничтожавшими все указания на новомучеников (по заданию советских властей эту «правку» ревностно выполнил инспектор ЛДА проф. Л. Н. Парийский).
Лишь в 1995 г. была напечатана отдельной книгой «Служба Всем Святым, в земле Российской просиявшим». Хотя этот праздник фактически продолжает тему последнего торжества Цветной Триоди («Всех Святых»), но дополнять эту греческую в своей основе книгу не стали. В 2002 г. текст службы Всем Российским Святым включили в Майскую Минею (ч. 3).
Вера и покаяние – вот основы духовной жизни, которые превратили «Русь изначальную», языческую в Русь святую, и, пока мы еще осознаем свою греховность и сохраняем веру в живого спасающего Бога, у нас есть надежда на то, что выражение «Святая Русь» для нашего времени не является историческим анахронизмом. Неодолимость идеала святости и чувство собственной греховности в русском народе делали возможными обращение легендарного Кудеяра-атамана и реального разбойника Опты – основателя Оптиной Пустыни.
Гораздо больше на Руси вобще незнаемых святых, нежели узнанных и канонизированных. Это тоже нужно помнить. И когда мы сегодня видим, что повседневность с лубочной картинкой не совпадает, нужно менять фокус зрения – замечать невинность, жертвенность, бескорыстие и мужество в повседневности. Ведь не в одежках же, в конце концов, и не в длине бороды скрылось Православие. Оно в исполнении заповедей, в памяти Божией. Оно в молитве, которую не задуть, в Литургии, которая служиться не перестанет. Одним словом, с праздником вас, возлюбленные! Вы же, святые Божии человеки, на наших землях для Рая воспитавшиеся, помолитесь Христу о даровании нам разума отличать главное от второстепенного, и умения извлекать великое из ничтожного. Тогда по слову Иеремии, будем, как Господни уста. Аминь
(по материалам: http://www.brooklyn-church.org/sobor-vsex-svyatyx-v-zemle-rossijskoj-prosiyavshix-prazdnik-svyatoj-rusi.html)
Тропарь
глас 8
Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшие. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Ин тропарь Всех русских святых
глас 4
Иерусалима Вышняго гражданы,/ от земли нашея возсиявшия/ и Богу во всяцем чину/ и всяким подвигом угодившия,/ приидите, воспоим, вернии:/ о всеблаженнии земли Российския заступницы,/ молитеся ко Господу,/ да помилует сию от гнева Своего,/ исцеляя сокрушение ея,/ и верныя люди Своя утешит.
Кондак
глас 3
Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви и невидимо за ны молится Богу. Ангели с ним славословят, и вси святии Церкви Христовы ему спразднуют, о нас бо молят вси купно Превечного Бога.
Кондак Всех русских святых
глас 6
Предстателие страны нашей неусыпныя,/ ходатаи о нас ко Творцу непрестаннии,/ не презрите молений наших,/ но, предваряюще на помощь, яко сродницы наши,/ ускорите на молитву/ и потщитеся на умоление,/ предстательствующе присно о чтущих вас.
Величание святым
Ублажаем вас, / чудотворцы наши славнии, /
землю Русскую добродетельми вашими озарившии /
и образ спасения нам / светоявленно показавшии.
Иное величание святым
Величаем вас, / святии вси, в земли Российстей просиявшии, /
и чтем святую память вашу, / вы бо молите за нас /
Христа, Бога нашего.
Молитва ко всем святым земли Русския
О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставлъшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.
Оригинал
Столько святых, сколько дал народ, живший на нашей земле, не было больше нигде. В Евангелии говорится: «Вышел Сеятель сеять». Господь посеял слово Божие во всех народах, и каждый из них по-своему на это отреагировал. Святость — есть ответ человека на зов Божий.
Бог пришел на землю, чтобы позвать всех. Он так сказал: «Много званых». Мы живем в век, когда на земле уже не осталось ни одного человека, за исключением маленьких детей, которые не слышали ещё бы об Иисусе Христе. Сам звук Его имени уже рождает некие ассоциации. Во всяком случае, все знают, что Этот Человек говорил про Себя, что Он Сын Божий, сшедый с Небес. И все знают, что Он родился от Девы Марии, что был распят на Кресте…
Но реакция сердца человека на это событие бывает совершенно разная. К сожалению, большинство людей эта тема практически не интересует. Они не дают себе даже труда узнать, а что же Христос говорил, живя на земле; что Он делал, когда ходил две тысячи лет назад по Палестине; как случилось, что, хотя по всему видно, что это был Человек хороший, Его распяли. Жизнь Иисуса Христа неинтересна большинству живущих на земле, – то есть хотя до их слуха доносится призыв, ответа на него люди не дают. Господь пришел ко всем. Конечно, Он начал со Своего народа избранного, который уже тогда познал Единого Бога. Но этот народ в массе своей отверг Его, так же как теперь и наш народ в массе своей совершенно отверг Христа – и, кстати, по той же самой причине. Это, видимо, вообще удел человечества – отвергнуть Бога. Но были люди, которые откликнулись на этот призыв. Каким же образом совершился их ответ Богу? На примере апостолов, этих первых святых Нового Завета, мы видим, как это случается.
В Евангелии от Матфея, рассказывается, как Господь призвал апостолов Андрея, Петра, Иакова и Иоанна. Подошёл Он к Галилейскому морю, увидел двух братьев, закидывающих сети в море, и говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они тотчас оставили сети и пошли за Ним. Так же и сыновья Зеведеевы.
Представьте себе картину – рыбаки ловят рыбу. Это источник их существования: от этой рыбы они и питаются, от этой рыбы они и одеваются, и содержат свои дома. И вот Он их зовёт – они это всё бросают, т.е. совсем и навсегда оставляют и идут за Ним. А Иаков с Иоанном оставили даже и отца, а Петр оставил дома жену и стал ходить за Христом. Такое мало кто может совершить – вот так ради Христа отказаться от всего. Поэтому мало кто может быть апостолом…
История праздника
Назидательна история праздника. Начиная с XVI столетия в нашей Церкви существовало празднование памяти «Всех Святых Новых Чудотворцев Российских». Совершалось оно 17 июля (по ст. ст.), т. е. на третий день памяти Крестителя Руси – св. князя Владимира.
Традиционным автором службы сего праздника считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря (он составил ее текст, очевидно, в середине XVI в.). Известно два ее издания под названием «Служба всем российским чудотворцам» (Гродно и Супрасль, в одном и том же 1786 г.).
Но в центральной России этот праздник по каким-то причинам не получил распространения, был фактически забыт и не вошел в печатные Месяцесловы, а его текст не был издан. Очевидно, испытания, посылаемые Богом могущественной стране и государственной Церкви, многим казались преодолимыми своими силами. Лишь катастрофа 1917 г. заставила всерьёз обратиться к помощи Свыше.
Знаменательно, что инициатором воссоздания праздника выступил гениальный историк-востоковед проф. Петроградского университета (ныне СПбГУ) акад. Борис Александрович Тураев (†1920), сотрудник Богослужебного Отдела Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов.
В своём докладе он особо отметил то обстоятельство, что «составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами ее в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства.
...
В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов Святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, – представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».
Священный Собор в заседании 13/26 августа 1918г., в день именин Святейшего патриарха Тихона, заслушал доклад Б. Тураева и, обсудив его, принял следующее постановление:
«1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех Святых Русских.
2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста.»
Собор предполагал, что этот праздник, имеющий для нас особое значение, должен стать как бы храмовым для всех православных церквей на Руси. Таким образом, не случайно, что восстановлен (а фактически введен заново) этот праздник был в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю его девятнадцативековую историю.
Характерно, что и содержание его, как предлагал Б. Тураев, стало более универсальным: это уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси, не триумфальное, но покаянное, заставляющее нас оценить свое прошлое и извлечь из него уроки для созидания Церкви в новых условиях.
Составителями текстов службы стали сам Б. Тураев, член Собора и сотрудник его Богослужебной комиссии, и иером. Афанасий (Сахаров) (впоследствии епископ Ковровский, †1962; ныне причислен к лику святых как исповедник, память 15/28 октября).
Первоначальный вариант службы был издан отдельной брошюрой в том же 1918 г. Позднее текст дополнялся; в работе принимали участие также митр. Сергий (Страгородский) (ему принадлежит тропарь), свящ. Сергий Дурылин и другие.
Первым храмом в честь Всех Российских Святых стала домовая церковь Петроградского университета. Её настоятелем с 1920 до закрытия в 1924 году был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году.
После прекращения прямых гонений на Церковь в 40-е годы XX в. текст службы был напечатан с цензурными искажениями, уничтожавшими все указания на новомучеников (по заданию советских властей эту «правку» ревностно выполнил инспектор ЛДА проф. Л. Н. Парийский).
Лишь в 1995 г. была напечатана отдельной книгой «Служба Всем Святым, в земле Российской просиявшим». Хотя этот праздник фактически продолжает тему последнего торжества Цветной Триоди («Всех Святых»), но дополнять эту греческую в своей основе книгу не стали. В 2002 г. текст службы Всем Российским Святым включили в Майскую Минею (ч. 3).
Вера и покаяние – вот основы духовной жизни, которые превратили «Русь изначальную», языческую в Русь святую, и, пока мы еще осознаем свою греховность и сохраняем веру в живого спасающего Бога, у нас есть надежда на то, что выражение «Святая Русь» для нашего времени не является историческим анахронизмом. Неодолимость идеала святости и чувство собственной греховности в русском народе делали возможными обращение легендарного Кудеяра-атамана и реального разбойника Опты – основателя Оптиной Пустыни.
Гораздо больше на Руси вобще незнаемых святых, нежели узнанных и канонизированных. Это тоже нужно помнить. И когда мы сегодня видим, что повседневность с лубочной картинкой не совпадает, нужно менять фокус зрения – замечать невинность, жертвенность, бескорыстие и мужество в повседневности. Ведь не в одежках же, в конце концов, и не в длине бороды скрылось Православие. Оно в исполнении заповедей, в памяти Божией. Оно в молитве, которую не задуть, в Литургии, которая служиться не перестанет. Одним словом, с праздником вас, возлюбленные! Вы же, святые Божии человеки, на наших землях для Рая воспитавшиеся, помолитесь Христу о даровании нам разума отличать главное от второстепенного, и умения извлекать великое из ничтожного. Тогда по слову Иеремии, будем, как Господни уста. Аминь
(по материалам: http://www.brooklyn-church.org/sobor-vsex-svyatyx-v-zemle-rossijskoj-prosiyavshix-prazdnik-svyatoj-rusi.html)
Тропарь
глас 8
Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшие. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Ин тропарь Всех русских святых
глас 4
Иерусалима Вышняго гражданы,/ от земли нашея возсиявшия/ и Богу во всяцем чину/ и всяким подвигом угодившия,/ приидите, воспоим, вернии:/ о всеблаженнии земли Российския заступницы,/ молитеся ко Господу,/ да помилует сию от гнева Своего,/ исцеляя сокрушение ея,/ и верныя люди Своя утешит.
Кондак
глас 3
Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви и невидимо за ны молится Богу. Ангели с ним славословят, и вси святии Церкви Христовы ему спразднуют, о нас бо молят вси купно Превечного Бога.
Кондак Всех русских святых
глас 6
Предстателие страны нашей неусыпныя,/ ходатаи о нас ко Творцу непрестаннии,/ не презрите молений наших,/ но, предваряюще на помощь, яко сродницы наши,/ ускорите на молитву/ и потщитеся на умоление,/ предстательствующе присно о чтущих вас.
Величание святым
Ублажаем вас, / чудотворцы наши славнии, /
землю Русскую добродетельми вашими озарившии /
и образ спасения нам / светоявленно показавшии.
Иное величание святым
Величаем вас, / святии вси, в земли Российстей просиявшии, /
и чтем святую память вашу, / вы бо молите за нас /
Христа, Бога нашего.
Молитва ко всем святым земли Русския
О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставлъшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.
Оригинал