Google tag

18 June 2017

Rev. Fathers who shone forth on Holy Mount Athos and in the land of Russia




Преподобные отцы, во Святой Горе Афонской просиявшие

(Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святей Горе Афонской просиявших)

В Собор Афонских преподобных входят: 

• Прп. Неофит Ватопедский (Афонский) (XIV в., память 21 января) 
• Прп. Геннадий Ватопедский (Афонский), дохиар (эконом) (XV в., память 17 ноября) 
• Прп. Филофей Афонский (кон. X - нач. XI вв., память 21 октября) 
• Прп. Исихий Хоривит (VI, память 3 октября) 
• Прп. Петр Афонский (+ 734, память 12 июня) 
• Прп. Павел Ксиропотамский (+ 820, память 28 июля) 
• Исп. Василий Солунский, архиеп. (+ ок. 870, память 1 февраля) 
• Прп. Евфимий Новый, Солунский, иеродиакон (+ 889, память 15 октября) 
• Прп. Даниил Афонский (+ 980, память 5 июля) 
• 5 учеников прп. Афанасия Афонского (+ 980, память 5 июля) 
• Прп. Иоанн Святогорец, Иверский (Афонский) (+ 998, память 13 мая, 12 июля) 
• Инок Карейский, удостоившийся явления Архангела Гавриила (X, память 11 июня) 
• Прп. Гавриил Святогорец, Иверский (Афонский) (X, память 13 мая, 12 июля) 
• Прп. Евфимий Дохиарский (Афонский) (X, память 9 ноября) 
• Прп. Неофит Дохиарский (Афонский) (X, память 9 ноября) 
• Прп. Фома Малеин (X, память 7 июля) 
• Прп. Афанасий Афонский, игум. (+ 1000, память 5 июля) 
• Прп. Евфимий Новый, Святогорец, Иверский (Афонский), сын прп. Иоанна Святогорца (+ 1028, память 13 мая, 12 июля) 
• Прп. Георгий Святогорец, Иверский (Афонский), ктитор (+ 1066, память 13 мая, 27 июня) 
• Прп. Антоний Печерский (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября) 
• Прп. Иоанн Кукузель, Афонский, доместик (регент) (+ XII, память 1 октября) 
• Прп. Агапий Ватопедский (Афонский) (+ XIII, память 1 марта) 
• Прп. Симеон Мироточивый, Хилендарский (Афонский), ктитор (+ 1200, память 13 февраля) 
• Свт. Савва I Сербский, архиеп. (+ 1237, память 12 января, 6 мая) 
• Прп. Симон Мироточивый, Симонопетрский (Афонский) (+ 1257, память 28 декабря) 
• Свт. Арсений I Сербский, архиеп. Сербский (+ 1266, память 28 октября) 
• Свт. Савва II Сербский, архиеп. (+ 1271, память 8 февраля) 
• Свт. Иоанникий I Сербский, архиеп. (+ после 1272, память 28 мая) 
• Прмч. Евфимий Ватопедский (Афонский), игумен (+ 1276 (1280), память 4 января) 
• Прмч. Антоний Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Варсонофий Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Дометиан Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Евфимий Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Иаков Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Иаков Зографский (Афонский) (другой) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Иларион Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентбря, 10 октября) 
• Прмч. Иоанникий Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Иоасаф Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Иов Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Киприан Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Кирилл Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Косма Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Мартиниан Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Мина Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Михей Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Павел Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Парфений Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Савва Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Сергий Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Симон Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прмч. Фома Зографский (Афонский), игумен (+ 1276 (1280), память 22 сентбря, 10 октября) 
• 12 преподобномучеников Ватопедских (Афонских), со сщмч. игуменом Евфимием Ватопедским (+ 1276 (1280), память 4 января) 
• 4 мученика Зографские (Афонские), миряне, пострадавшие с прмч. Зографскими (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября) 
• Прпп. отцев, монахов Иверского монастыря, замученных латинами в XIII веке (память 13 мая) 
• Прп. Дамиан Есфигменский (+ 1280, память 23 февраля) 
• Преподобномученики Карейские (Афонские) (+ 1260–1281, память 5 декабря) 
• Свт. Евстафий I Сербский, архиеп. (+ ок. 1285, память 4 января) 
• Прп. Герасим Эвбейский (XIV, память 7 декабря) 
• Прп. Никифор Афонский (XIV, память 4 мая) 
• Свт. Феодосий Трапезундский, митр. (XIV, память 11 января) 
• Прп. Никодим Ватопедский (Афонский) (XIV, память 11 июля) 
• Прп. Григорий Византийский, Афонский (XIV, память 6 апреля) 
• Прп. Григорий Синаит (+ 1310 (1346), память 8 августа) 
• Свт. Афанасий I, патриарх Константинопольский (+ 1315, память 24 октября) 
• Прп. Косма Зографский (Афонский), иером., отшельник (+ 1323, память 23 февраля, 22 сентября) 
• Свт. Никодим Сербский, архиеп. (+ 1325, память 11 мая) 
• Свт. Феолипт Филадельфийский, еп. (+ ок. 1325) 
• Прп. Нифонт Афонский (+ 1330, память 14 июня) 
• Свт. Даниил II Сербский, архиеп. (+ 1338, память 20 декабря) 
• Прп. Максим Кавсокаливит, Афонский (+ 1354, память 13 января) 
• Прп. Григорий Доместик, Афонский (+ ок. 1360, память 1 октября) 
• Свт. Григорий Палама, архиеп. Солунский (+ ок. 1360, память 14 ноября, 2-я Неделя Великого поста) 
• Свт. Каллист I Константинопольский, патриарх (+ ок. 1363, память 20 июня) 
• Прп. Ромил Бдинский (+ после 1375, память 16 января) 
• Прп. Дионисий Афонский, ктитор обители св. Иоанна Предтечи (+ после 1380, память 25 июня) 
• Прп. Дометий Дионисиатский, Афонский, игумен (+ 1380, память 25 июня) 
• Прп. Каллист II Ксанфопул, Константинопольский, патриарх (+ после 1397, 22 ноября) 
• Свт. Ефрем Сербский, патриарх (+ 1400, память 15 июня) 
• Прп. Григорий Серб, Молчальник, Афонский, ктитор (+ после 1405, память 7 декабря) 
• Свт. Киприан, митр. Московский и всея Руси (+ 1406, память 27 сентября, 16 сентября) 
• Прп. Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский (+ 1412, память 7 октября) 
• Прп. Арсений Коневский (+ 1447, 12 июня) 
• Прп. Савва Вишерский, Новгородский (+ 1461, память 1 октября) 
• Свт. Нифонт II Константинопольский, патриарх (+ 1490, память 11 августа) 
• Прп. Савва Крыпецкий, Псковский (+ 1495, память 28 августа) 
• Прп. Феофан Новый, Афонский, игумен (+ XV, память 19 августа) 
• Прп. Филофей Карейский, Афонский (+ кон. XV, память 5 декабря) 
• Прп. Дометий Филофеевский, Афонский (+ XVI, память 7 августа) 
• Прп. Дионисий Филофеевский, Олимпийский, игумен (+ XVI, память 24 января) 
• Свт. Феона Солунский, митр. (+ XVI, память 4 апреля) 
• Прп. Нектарий Битольский, Карейский, Афонский (+ 1500, память 5 декабря, 15 декабря) 
• Прп. Нил Сорский (+ 1508, память 7 апреля, 7 мая) 
• Прмч. Иоасаф Афонский, ученик свт. Нифонта II Константинопольского (+ 1516, память 26 октября) 
• Прмч. Дионисий Дохиарский (Афонский), ученик прмч. Иакова Костурского (+ ок. 1520, память 1 ноября) 
• Сщмч. Иаков Дохиарский (Афонский), иеродиакон, ученик прмч. Иакова Костурского (+ ок. 1520, память 1 ноября) 
• Прмч. Иаков Костурский, Дохиарский (Афонский) (+ ок. 1520, память 1 ноября) 
• Прп. Иннокентий Комельский, Вологодский (+ 1521, память 19 марта) 
• Прмч. Макарий Солунский, ученик св. Нифонта Константинопольского (+ 1523, память 15 сентября) 
• Прп. Феофил Мироточивый, Афонский (+ 1548, память 8 июля) 
• Прп. Максим Грек (+ 1556, память 21 января, 21 июня) 
• Прмч. Дамиан Новый, Филофейский, Ларисский (+ 1568, память 23 февраля, 3-я Неделя по Пятидесятнице) 
• Прп. Герасим Кефалонский, Новый, Натарас, Афонский, иером. (+ 1579, память 16 августа, 20 октября) 
• Прмч. Макарий Новый, Кийский, Афонский (+ 1590, память 6 октября) 
• Прп. Симеон Босой, Филофеевский, Фламурийский, Афонский, игумен (+ 1594, память 19 апреля) 
• Прп. Евдоким Ватопедский (Афонский) (+ XVII, память 5 октября) 
• Прп. Леонтий Прозорливый, Афонский (+ 1605, память 18 июня) 
• Прп. Нил Мироточивый, Афонский, иером. (+ 1651, память 7 мая, 12 ноября) 
• Свт. Афанасий III Пателарий, патриарх Константинопольский, Лубенский (+ 1654, память 2 мая) 
• Прмч. Киприан Новый, Константинопольский (+ 1679, память 5 июля) 
• Прмч. Дамаскин Афонский, Константинопольский (+ 1681, память 13 ноября) 
• Прмч. Илия Ардунис (+ 1686, память 31 января) 
• Прмч. Роман Карпенисийский (+ 1694, память 5 января, 16 февраля) 
• Прмч. Никодим Албанский, Охридский, Мироточец (+ 1722, память 11 июля) 
• Прп. Акакий Кавсокаливит (+ 1730, память 12 апреля) 
• Прмч. Пахомий Русский, Афонский (+ 1730, 7 мая, 20 мая (на Патмосе), 21 мая (на Афоне)) 
• Прмч. Констанций Русский, иером. (+ 1743, память 26 декабря) 
• Прп. Иерофей Новый, Каламский, Иверянин, иером. (+ 1745, память 13 сентября) 
• Прп. Паисий Хилендарский (Афонский), Болгарский (+ после 1762, память 19 июня) 
• Прмч. Дамаскин Новый, Габровский, игумен (+ 1771, память 16 января) 
• Сщмч. равноап Косма Этолийский, Афонский, Албанский (+ 1779, память 24 августа) 
• Мч. Иоанн Болгарин (+ 1784, память 5 марта) 
• Мч. Феодор Митиленский (+ 1784, память 30 января) 
• Мч. Георгий Афонский (+ 1794, память 2 октября) 
• Прп. Паисий Величковский (+ 1794, память 15 ноября) 
• Мч. Константин Родосский (+ 1800, память 14 ноября) 
• Прмч. Лука Одринский, Митиленский, Афонский (+ 1802, память 23 марта, 3-я Неделя по Пятидесятнице) 
• Прмч. Иларион Критянин, Афонский (+ 1804, память 20 сентября) 
• Прмч. Никита Славянин, Афонский, иером. (+ 1808, память 4 апреля) 
• Прп. Никодим Святогорец (+ 1809, память 14 июля) 
• Прмч. Прокопий Варненский, Смирнский (+ 1810, память 25 июня) 
• Прмч. Евфимий Константинопольский, Димицанский, Новый, Афонский (+ 1814, память 22 марта, 1 мая) 
• Прмч. Игнатий Новый, Афонский, Константинопольский (+ 1814, память 1 мая, 20 октября) 
• Прмч. Акакий Новый, Сярский, Афонский (+ 1816; память 1 мая) 
• Прмч. Гедеон Каракалльский, Афонский (+ 1818, память 30 декабря) 
• Прмч. Онуфрий Хилендарский (Афонский) (+1818) 
• Прмч. Агафангел Есфигменский (+ 1819, память 19 апреля, 29 октября) 
• Мч. Константин Афонский (+ 1819, память 2 июня) 
• Прмч. Тимофей Есфигменский, Афонский (+ 1820, память 19 апреля, 29 октября) 
• Прмч. Нектарий Вриулльский (+ 1820, память 11 июля) 
• Прмч. Дионисий Ватопедский (+ 1822, память 31 июля) 
• Прп. Гавриил Афонский, архим. (+ 1901, память 9 июля) 
• Прп. Силуан Афонский (+ 1938, память 11 сентября) 
• Прп. Порфирий Кавсокаливит (+ 1991, память 2 декабря н.ст.)
• Прп. Паисий Свяогорец (+ 1994, память 12 июля н. ст.) 


Тропарь
глас 1 
Пустыни Афонския отцы,/ Ангелы во плоти,/ исповедники вкупе и преподобныя,/ святители же и мученики в пениих почтим,/ подражающе добродетелем их,/ зовуще согласно и глаголюще:/ слава Прославльшему вы,/ слава Венчавшему вы,/ слава в бедах предстатели нам вы Показавшему. 

Кондак
глас 4 
Онебесившия Гору сию,/ и показавшая в ней житие ангельское,/ и множество монахов собравшия отцы,/ приидите, благохвалим вси, к ним взывающе:/ веяния беды и искушения нас избавите,/ множество преподобных,/ Афонская похвало. 

Величание 

Ублажаем вас,/ преподобнии отцы Афонстии,/ в Горе сей постившиися,/ и чтим святую память вашу,/ наставницы монахов/ и собеседницы Ангелов 

Молитва 

О блаженнии и святии отцы, преподобнии, святителие, священномученицы и преподобномученицы, мироточивии и чудотворцы, земнии Ангели и Небеснии человецы, сея Святыя Горы насельницы и украсителие, по Богородице наши предстателие пред Господем, благодетелие и назирателие, царское победоносное ополчение, в телесех победившее безтелесныя демоны, Царицы Небесныя Пречистыя Богородицы мироуханнии цвети, светлоплодовитая древеса мысленнаго сего рая Приснодевы, реки приснотекущия дарований духовных! Приимите похвальная словеса сия, яже вам приносим, якоже Господь прият вдовицы две лепте, и общее празднество, совершаемое нами в честь и память вашу, объимите, яко воню благоухания и жертву благоприятну: не имамы бо ино что принести по долгу благодетелем нашим за великая благодеяния, яже прияхом и имамы приити от вас. Ей, исповедуем, яко мы грех ради наших несмы достойни жити на месте сем и именоватися сынми вашими, но вы за благосердие ваше не отрицайтеся быти нам отцы. Не забывайте нас, смиренных, но соблюдайте священныя монастыри ваша и вся скиты и келлии и нас, живущих в них, сохраняйте и избавляйте от всякаго искушения и напасти в житии сем, в будущем же веце да сподобимся святыми вашими молитвами блаженства купно с вами, сынове со отцы своими, стадо с пастыри своими, ученицы со учители своими, и да услышим от вас оный блаженный глас ко Господу: се мы и дети, яже дал еси нам, Господи! И, радующеся, воздадим всякую славу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.



и тоже (как и в земли болгарские) 

Собор Всех Святых в земле Российской просиявших


Второе воскресенье по Пятидесятнице – это «Неделя Всех Святых, в земле Российской просиявших» — Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.

Столько святых, сколько дал народ, живший на нашей земле, не было больше нигде. В Евангелии говорится: «
Вышел Сеятель сеять». Господь посеял слово Божие во всех народах, и каждый из них по-своему на это отреагировал. Святость — есть ответ человека на зов Божий.
Бог пришел на землю, чтобы позвать всех. Он так сказал: «
Много званых». Мы живем в век, когда на земле уже не осталось ни одного человека, за исключением маленьких детей, которые не слышали ещё бы об Иисусе Христе. Сам звук Его имени уже рождает некие ассоциации. Во всяком случае, все знают, что Этот Человек говорил про Себя, что Он Сын Божий, сшедый с Небес. И все знают, что Он родился от Девы Марии, что был распят на Кресте…

Но реакция сердца человека на это событие бывает совершенно разная. К сожалению, большинство людей эта тема практически не интересует. Они не дают себе даже труда узнать, а что же Христос говорил, живя на земле; что Он делал, когда ходил две тысячи лет назад по Палестине; как случилось, что, хотя по всему видно, что это был Человек хороший, Его распяли. Жизнь Иисуса Христа неинтересна большинству живущих на земле, – то есть хотя до их слуха доносится призыв, ответа на него люди не дают. Господь пришел ко всем. Конечно, Он начал со Своего народа избранного, который уже тогда познал Единого Бога. Но этот народ в массе своей отверг Его, так же как теперь и наш народ в массе своей совершенно отверг Христа – и, кстати, по той же самой причине. Это, видимо, вообще удел человечества – отвергнуть Бога. Но были люди, которые откликнулись на этот призыв. Каким же образом совершился их ответ Богу? На примере апостолов, этих первых святых Нового Завета, мы видим, как это случается.

В Евангелии от Матфея, рассказывается, как Господь призвал апостолов Андрея, Петра, Иакова и Иоанна. Подошёл Он к Галилейскому морю, увидел двух братьев, закидывающих сети в море, и говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они тотчас оставили сети и пошли за Ним. Так же и сыновья Зеведеевы.
Представьте себе картину – рыбаки ловят рыбу. Это источник их существования: от этой рыбы они и питаются, от этой рыбы они и одеваются, и содержат свои дома. И вот Он их зовёт – они это всё бросают, т.е. совсем и навсегда оставляют и идут за Ним. А Иаков с Иоанном оставили даже и отца, а Петр оставил дома жену и стал ходить за Христом. Такое мало кто может совершить – вот так ради Христа отказаться от всего. Поэтому мало кто может быть апостолом…
История праздника
Назидательна история праздника. Начиная с XVI столетия в нашей Церкви существовало празднование памяти «Всех Святых Новых Чудотворцев Российских». 
Совершалось оно 17 июля (по ст. ст.), т. е. на третий день памяти Крестителя Руси – св. князя Владимира.

Традиционным автором службы сего праздника считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря (он составил ее текст, очевидно, в середине XVI в.). Известно два ее издания под названием «Служба всем российским чудотворцам» (Гродно и Супрасль, в одном и том же 1786 г.).
Но в центральной России этот праздник по каким-то причинам не получил распространения, был фактически забыт и не вошел в печатные Месяцесловы, а его текст не был издан. Очевидно, испытания, посылаемые Богом могущественной стране и государственной Церкви, многим казались преодолимыми своими силами. Лишь катастрофа 1917 г. заставила всерьёз обратиться к помощи Свыше.
Знаменательно, что инициатором воссоздания праздника выступил гениальный историк-востоковед проф. Петроградского университета (ныне СПбГУ) акад. Борис Александрович Тураев (†1920), сотрудник Богослужебного Отдела Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов.
В своём докладе он особо отметил то обстоятельство, что «
составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами ее в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства. 
...
В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов Святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, – представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха
».

Священный Собор в заседании 13/26 августа 1918г., в день именин Святейшего патриарха Тихона, заслушал доклад Б. Тураева и, обсудив его, принял следующее постановление:

«
1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех Святых Русских.
2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста.
»

Собор предполагал, что этот праздник, имеющий для нас особое значение, должен стать как бы храмовым для всех православных церквей на Руси. Таким образом, не случайно, что восстановлен (а фактически введен заново) этот праздник был в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю его девятнадцативековую историю.
Характерно, что и содержание его, как предлагал Б. Тураев, стало более универсальным: это уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси, не триумфальное, но покаянное, заставляющее нас оценить свое прошлое и извлечь из него уроки для созидания Церкви в новых условиях.
Составителями текстов службы стали сам Б. Тураев, член Собора и сотрудник его Богослужебной комиссии, и иером. Афанасий (Сахаров) (впоследствии епископ Ковровский, †1962; ныне причислен к лику святых как исповедник, память 15/28 октября).
Первоначальный вариант службы был издан отдельной брошюрой в том же 1918 г. Позднее текст дополнялся; в работе принимали участие также митр. Сергий (Страгородский) (ему принадлежит тропарь), свящ. Сергий Дурылин и другие.

Первым храмом в честь Всех Российских Святых стала домовая церковь Петроградского университета. Её настоятелем с 1920 до закрытия в 1924 году был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году.
После прекращения прямых гонений на Церковь в 40-е годы XX в. текст службы был напечатан с цензурными искажениями, уничтожавшими все указания на новомучеников (по заданию советских властей эту «правку» ревностно выполнил инспектор ЛДА проф. Л. Н. Парийский).
Лишь в 1995 г. была напечатана отдельной книгой «Служба Всем Святым, в земле Российской просиявшим». Хотя этот праздник фактически продолжает тему последнего торжества Цветной Триоди («Всех Святых»), но дополнять эту греческую в своей основе книгу не стали. В 2002 г. текст службы Всем Российским Святым включили в Майскую Минею (ч. 3).

Вера и покаяние – вот основы духовной жизни, которые превратили «Русь изначальную», языческую в Русь святую, и, пока мы еще осознаем свою греховность и сохраняем веру в живого спасающего Бога, у нас есть надежда на то, что выражение «Святая Русь» для нашего времени не является историческим анахронизмом. Неодолимость идеала святости и чувство собственной греховности в русском народе делали возможными обращение легендарного Кудеяра-атамана и реального разбойника Опты – основателя Оптиной Пустыни.
Гораздо больше на Руси вобще незнаемых святых, нежели узнанных и канонизированных. Это тоже нужно помнить. И когда мы сегодня видим, что повседневность с лубочной картинкой не совпадает, нужно менять фокус зрения – замечать невинность, жертвенность, бескорыстие и мужество в повседневности. Ведь не в одежках же, в конце концов, и не в длине бороды скрылось Православие. Оно в исполнении заповедей, в памяти Божией. Оно в молитве, которую не задуть, в Литургии, которая служиться не перестанет. Одним словом, с праздником вас, возлюбленные! Вы же, святые Божии человеки, на наших землях для Рая воспитавшиеся, помолитесь Христу о даровании нам разума отличать главное от второстепенного, и умения извлекать великое из ничтожного. Тогда по слову Иеремии, будем, как Господни уста. Аминь
(по материалам: 
http://www.brooklyn-church.org/sobor-vsex-svyatyx-v-zemle-rossijskoj-prosiyavshix-prazdnik-svyatoj-rusi.html)


Тропарь
глас 8
Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшие. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Ин тропарь Всех русских святых
глас 4
Иерусалима Вышняго гражданы,/ от земли нашея возсиявшия/ и Богу во всяцем чину/ и всяким подвигом угодившия,/ приидите, воспоим, вернии:/ о всеблаженнии земли Российския заступницы,/ молитеся ко Господу,/ да помилует сию от гнева Своего,/ исцеляя сокрушение ея,/ и верныя люди Своя утешит. 

Кондак
глас 3
Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви и невидимо за ны молится Богу. Ангели с ним славословят, и вси святии Церкви Христовы ему спразднуют, о нас бо молят вси купно Превечного Бога.

Кондак Всех русских святых
глас 6
Предстателие страны нашей неусыпныя,/ ходатаи о нас ко Творцу непрестаннии,/ не презрите молений наших,/ но, предваряюще на помощь, яко сродницы наши,/ ускорите на молитву/ и потщитеся на умоление,/ предстательствующе присно о чтущих вас. 

Величание святым

Ублажаем вас, / чудотворцы наши славнии, /
землю Русскую добродетельми вашими озарившии /
и образ спасения нам / светоявленно показавшии.

Иное величание святым

Величаем вас, / святии вси, в земли Российстей просиявшии, /
и чтем святую память вашу, / вы бо молите за нас /
Христа, Бога нашего.

Молитва ко всем святым земли Русския

О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставлъшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь. 



Оригинал

06 June 2017

ABC: The “Otherly,” Innovation, Baptism, and God’s Wrath


Metropolitan Chrysostomos's first posting placed first
and then his answers 
to questions about it
following the original - 
to make it easer ... 




God bless you. An interesting and short commentary
by Metropolitan Chrysostomos on a newspaper article
that was sent to him by a friend.
                                                      † Bp. Auxentios


On Jun 5, 2017, at 12:39 PM, xxx wrote



Innovative Orthodoxy
meets
frightful sectarianism.

Well, as usual, I am not on neither side. Nor am I in the middle. I am with the “otherly”: exactitude in tradition bound to moderate freedom in the Christian yoke of love.

The reception of the man into a new and innovative kind of Orthodoxy was by an extreme form of economy (as pictured in the photograph, a ritual unknown to us!), rather than a proper Orthodox Baptism, which is not only a Mystery specific to Orthodoxy, but one that represents something quite different than the western sacrament. Most Orthodox are so unaware of their own Faith that they cannot explain that fact, usually for fear of appearing sectarian or, again, because they lack a basic understanding of the ritual to begin with. Neither is sectarianism involved in our view of Baptism (“enlightenment”) nor, were it so, can I imagine ignorance and bigotry as its valid antidote.

The reaction to his conversion with ignorant and sectarian ideas about graven images (these poor people cannot distinguish veneration from worship?) and other backwater bigotry appalls me. The babble about cancer and linking it to conversion speaks of an irrational understanding of God’s “wrath” that would place me in opposition to whatever vision of God these people entertain. What an awful conception of God. Cult-like notions of “wrath” unwashed by mercy and Christ’s ministry of love are not worthy of our attention.

I remain astounded, at times, at what passes as the God of the universe which gives Christianity its force: an ontological force formed in love, bathed in mercy, conveyed in pious action inseparable from inner faith, and surely higher than the lowliness of a sectarian narrow-mindedness that ares not ultimately leave to Christ, Who is the Church, the judging of another man’s heart.

A “lose-lose” situation is all that I see. On all sides, I walk away from a sour taste in my mouth: “Ye have changed judgment into gall, and righteousness into hemlock.”

In Christ, † Bp. C.

/further replies:/

From: Bishop Chrysostomos 

The “Otherly,”
Innovation,
Baptism, and
God’s Wrath

Feast of the Holy Spirit, 2017

Dear Diocesan Clergy, Faithful, and Friends:
Evlogia Kyriou. Gospod’ blagoslovit!


Bishop Auxentios sent me a letter from someone who responded to the mailing which he asked me to allow him to distribute earlier today. (See all of that material below, after my comments and four questions and answers.) He asked me to answer some questions that were contained in this response to his mailing. Quite frankly, I am desperately trying to complete my translation of the Spiritual Instructions of Abba Dorotheos of Gaza this summer, and my declining energy and the weight of my overwhelming correspondence have collided. I have spent well over a year on my translation, which I had hoped to complete much earlier than this. I am, I admit, not therefore inclined to invite the endless responses that I receive when I write something that those who love controversy and debate (and who therefore badly need to read what I hope is a much clearer rendering of the Saint’s very practical and wonderful treatise) take as an opportunity to inform me of their opinions. 

However, I have agreed to write a few short responses, with the hope that any who agree or benefit from my responses will understand and accept my silence as gratitude, and that those who have disagreements will simply realize that I have enough useless opinions of my own and am consequently not in need of those of others. I can then get back to the tedious but rewarding task of providing answers to many questions by translating the works of someone whose teachings are based on deep spiritual insight and experience, far exceeding my meagre opinions and the opinions of those in my limited state of spiritual development. 

Thus, please see, immediately below, the questions posed to His Eminence, Bishop Auxentios, and my short responses.

With warm wishes for the upcoming Fast of the Apostles next week,

Least Among Monks,
† Bishop Chrysostomos


1) What does [Bp. Chrysostomos] mean by what he calls the ‘otherly' and that he connects to "exactitude in tradition bound to moderate freedom in the Christian yoke of love”? I am at lost to find any meaning in this.

I mean that Orthodox traditionalists, who follow St. Paul in holding firmly to the traditions passed down to us and who cling to an Orthodox way of life found in the Canons of the Church and the teachings of the Fathers, take on this yoke as freedom in Christ. By our fidelity to our Orthodox traditions — in how we act, eat, dress, and worship — we gain the freedom of obedience. Obedience is a path to freedom, in that we trust that all things done in obedience to Holy Tradition will ultimately be for our good and, following the natural path set out by the Church for living in a world that has deviated from the standards of Christianity, we will be freed from the enslavement of an imperfect world. Our freedom is reinforced by seeing what such a life brings us, in terms of a modicum of relief from the woes of the world and an abiding vision of the wonderful path towards spiritual evolution and union, by the Grace of the Holy Spirit, with Christ: i.e., human deification.

By moderation, I mean that we do not foolishly impose our path, even if we may consider it correct, on others. Nor do we employ abusive, nasty, and ill-intentioned words, or engage in offensive actions, in relating to those who do not accept our path. Our path, the royal way, is always paved with toleration and respect for others, even when we disagree with them or regret the path they take. They have free will, the hallmark of those created in the Image of God, and we must respect them even when we disagree with them or politely chastise them for their errors. Nor can we consider ourselves somehow better than they. Such arrogance impedes any spiritual progress. We must simply pray for them and accept them where they are, unless they ask us for help in moving elsewhere.

The “otherly,” the cataphatic “unknowing” and the mystical life of the Church, wherein we encounter spiritual things in silence and in the mystery of inner transformation, is simply something that our tradition, moderation, and love make possible to us. The “otherly” is the goal of spiritual life, which is given to those who observe Holy Tradition as a “means to an end.” To state it ironically, obedience affords us a certain freedom in this life and, at the same time, opens up to us, when we embrace it, to something wholly beyond our expectations.


2) What does he mean by a new and innovative Orthodoxy?

I mean by that the Orthodoxy of “officialdom,” which is bestowed on whole jurisdictions either by virtue of their association with some political or national entity that sponsors one of the ancient Patriarchates, or the Orthodoxy of the ecumenical movement, which rejects Orthodox claims to spiritual and historical primacy and which, confusing “officialdom” with canonical authenticity, still calls itself “canonical.” There is, of course, no such thing as an “official” Orthodoxy, and the administrative authority of the Church is based on spiritual principles: Apostolic Succession, confessional purity, and, indeed, a life led according to Holy Tradition, the teachings of the Church Fathers, and adherence to the Canons of the Church, the rudders by which it is guided. Official Churches have canonical authenticity when they follow the Canons.

The new and innovative Orthodoxy of our day believes that Orthodoxy is not the criterion of Christianity, often teaches that it holds no primacy in the array of Christian bodies, and does not hold that all should be measured by it. Holy Tradition is at times dismissed as medieval (or openly mocked), and such inanities as a post-Patristic age and freedom from the search for the True Church or the criterion of the Faith is a matter of folly or simple-mindedness. As a result, the new and innovative Orthodoxy that we see so triumphantly raising its voice in the contemporary world today has succumbed to foibles and true follies that disfigure the Faith and give clear evidence that Orthodoxy as they present it is nothing special, but is slowly walking the path of irrelevancy that marks so many religious institutions today. While sincere people would like to believe that this is still the ancient Faith of Orthodoxy, they are foolishly ignoring the fact that it is teetering on the verge of losing what makes Orthodoxy what it is.

Nor is Orthodox traditionalism without it betrayals and weaknesses, though at least it has not succumbed to an institutional vision of the essence of Orthodoxy. It understands that genuine Orthodoxy lies in the cultivation of Saints, the transformation of human life, and a tenacious dedication to the principle that Christ founded the Church, the Apostles and Fathers preached and preserved it, and that the clear sign of its presence is found where sinners repent, where humans participate in the Energies of God and unite with Christ, and true guides /holy people/ guide us to that end.


3. How does Orthodox baptism differ from baptism in other churches and are non-Orthodox baptisms useless?

Baptism in the Early Church was often called “enlightenment,” since by threefold immersion in the sanctified waters of the Baptismal font the “ancestral curse,” the “sickness unto death” of fallen man, is washed away and our faculty for spiritual understanding (the nousor spiritual mind) is activated. Our path to the restoration of our “Godlike” qualities is restored by Baptism. The Mystery and the form of the ritual are preserved in Orthodoxy as they were in early times, and that Mystery includes not just a washing away of sin and enlightenment, but a oneness, as Scripture expresses it, of confession and mind in the Orthodox Faith. The Church can, when those baptized in another confession by threefold immersion convert, and especially if immersion in water is physically impossible on account of age or health, receive believers by “economy,” that is, by endowing the Grace of one of the Church’s Mysteries on a ritual foreign to Orthodoxy. This is an elaborate service in and of itself and involves the profession of a clear belief in the primacy of Orthodoxy, even if Orthodox ecumenists ignore that provision in many cases. In fact, the wholly proper and acceptable manner of reception into Orthodoxy is by Baptism, whatever a convert’s Faith.

As for what Baptism in outside Orthodoxy, that is not our concern. Our concern is to preserve the integrity of the Church as a community of those with a common Baptism, a common confession, and a common mind in Christ.

Dismissing other Christians and their confessions as nothing, however, is impolite and crude, violates the ethos of the Church and the Church Fathers, and is, in my personal opinion, as much an assault against the integrity of Orthodoxy as receiving converts by economy, as though the Orthodox Mystery of Baptism were not unique and singular. 

Knowing where Grace is does not give us license to assume that we are God and can judge the hearts, intentions, and human virtues of others, whatever their religion. Those who disagree with me have every right to do so. But my assessment of deficiencies among the heterodox does not include ugly, loud, sectarian, and vulgar condemnations of anyone. I cannot imagine how people living a spiritual life could do such a thing, even if I do not believe that there is no criterion of truth or that all religions are the same (a belief that common sense, even a slight bit of logic and intelligence, and human decency cannot countenance).


4. Does he really think that God does not punish people and that His wrath is not going to destroy the earth? Can a Christian deny God's wrath?

I do not pretend to understand fully the Old Testamental vision of God, if taken alone, but I do know that it is a vision that is turned from fear to love, wrath to loving sacrifice, and violence to peace in the Light of Jesus Christ, Who is God revealed on earth and in human form and time. If God had to seek man within man's own fallen passions and through his primitive, sinful nature in Old Testamental times, in the New Testament the God Who was looking for man man in the Old Testament is revealed as the God that man (including the Old Testamental Fathers and Prophets) was all the while seeking in his heart. In the mystery of His Providence, God revealed Himself in full as what He always was, even if He mysteriously tried to reach man in ways that I, at least, do not, again, fully understand. In any event, taking on our nature, communing with the tarnished image of His Light within us, and sacrificing Himself for us, He proved that He is certainly not a God Who wishes by His wrath to destroy us. 

God does not wish to destroy sinners, whom He loves and forgives, and has no desire to destroy His own creation. He by nature withdraws from our world and from us when we indulge in and perpetuate sin; but He wills none of this. We will it, ultimately. And what happens when we destroy our world and lose our souls? God renews the world, restores us, and frees us from sin and death, if we freely desire that and voluntary accept Him. As for those who reject him and earn damnation, what about them? Even in Hell His love is present, though it serves to torment sinners for their choices and for having distanced themselves from Him.

What I said before, as a closing remark, I quote again from the Prophet Amos, whose prophecies are filled with the language of wrath and retribution, to find words that, wholly independently of their provenance, speak to me about the Old Testamental view of God: "Ye have changed judgment into gall, and righteousness into hemlock.”

These are simply my very fallible thoughts, and should they be wrong, discard them at first evidence of that.

Least Among Monks,
† Bishop Chrysostomos



01 June 2017

Bulgaria needs no living, crazed Botev (hero)България няма нужда от жив, побъркан Ботев


T A L M A C H
so much and simple



/откъс от неиздадени мемоари "Обикновен живот"/

20. Към „Защо не съм“ – от Хр. Ботев
(из „Архива“ на един засегнат)


Но защо не съм аз Христо Ботйов
На прочут Владика зет
Нощем при Чу-Бу* да ходя
Да прескачам НЕЙ** ний плет.

2010 г.        „намерил“ Иван Джамбов

* чужда булка
** Ботевото стихотворение НЕЙ е едно от доказателствата, че Захари Стоянов не без основание е написал своя „Опит за биография“, в който Ботев е представен в не най-добра светлина. (Четѝ „Опит за биография на Хр. Ботев“ от Захари Стоянов и стохотв. „НЕЙ“ от Хр. Ботев.)



Защо не съм...?
Защо не съм и аз поет,
поет като Пишурката?
Ех, че ода бих направил
на баба си на хурката!

Защо не съм и аз поет,
като Сапунова трети!
Че запял бих, че възпял бих
на владиката конете!

Но защо не съм Владикин,
да напиша чудна драма –
за жабите, за мишките,
и боят им с цар Радана?

Защо не съм и Войников,
плодовит, прочут списател,
да съставя и молитви
на нашия цар-създател?
Защо не съм и Пърличев,
да преведа Илиада;
но с такъв превод, за който
и лобут да ми се пада?

Но защо не съм Славейков,
да заплача, да запея:
„Не пей ми се, не смей ми се,
от днес вече ще да блея“?

Но защо не съм и Вазов,
„Вярата“ си да възпея:
че ще стане вълк овцата,
а певците като нея?!

(Но защо не съм и Стамболъв,
Той трева не хрупа
и когато стане Лъв,
той богатства ще натрупа.
)*


 Хр. Ботев



* Последният куплет Ботев не е отпечатал, защото Стамболов му е приятел, съавтор и съидейник (макар и 10 г. по-млад – още дете), но му го прочел и тогава Стамболов написал своето стихотворение: „Не щеме ний богатства, не щеме ний пари“ и т.н., а Ботев написал нов вариант – също непечатан:
(Защо не съм и Стамболъв –
„ний пари не шеме“,
но когато стане Лъв
той парички ще отнеме.)
Ботев е усетил властническите наклонности у младия Стамболов.

Като оставим настрана шегата със Стамболов, в това стихотворение Ботев бичува безмилостно 7 свои съвременници – поети и писатели, макар и нееднакво сполучливо и нееднакво справедливо (според действителните им качества).
Наред с посредствените, той напада и такива като П. Р. Славейков и Иван Вазов – достатъчно преуспели на литературното поле, но несподелящи политическите му възгледи (за незабавна революция).
Самият Ботев тогава не е бил толкова „прочут“, колкото стана след „Радецки“ и „Вола“ (след смъртта си**) и отговорът на една от засегнатите страни е доста логичен, макар и той да не е „съвсем“ сполучлив, нито „съвсем“ справедлив.
Може би П. Р. Славейков е дал по-сполучлив отговор с баснята „Осел и славей“, в която магарето – след като чуло виртуозното изпълнение на славея – рекло:        
„Добро. За тебе право мож се рече,
че пееш доста ти добре.
Но туй е само жалко,
че се не знаеш с нашът псалт,
да си поучил ти от него малко,
как би се още изтъщил.
Да видиш салт, да видиш стил: --- оставей“.
Кат' чул тоз съд добрия славей
в гори далечни отлетял
и тука веч не се върнал.

И Славейков добавя:

„И нази Бог да пази
от критикаре като туй магаре.“


** Смъртта на Ботев е забулена в дълбока тайна.
Легендата за „коварния“ куршум, който случайно „плеснал в челото вдъхновено и високо“ (виж стихотворението „Той не умира“ от Ив. Вазов) никога не е била доказана от очевидци – нито устно, нито писмено.
Затова мнозина вярвали, че Ботев може и да е останал жив. Помня, че през 1958 г., когато бях студент втора година в МЕИ, в София вървеше слух, че Ботев е намерен безпаметен ,някъде в Диар Бекир (Турция), на 110 години!!
В един коридор на бившата сграда на МЕИ (близо до паметника на В. Левски) чух професора по Съпромат Иван Кисьов да разговаря с двама свои колеги по въпроса и се замислих. Значи може и да има нещо вярно, щом и професорите говорят за него.
Че в Диар Бекир е имало човек с брада, приличащ на Ботев, това е напълно възможно, но то нищо не доказва. От друга страна, Захари Стоянов в своя „Опит за биография“ пише, че Ботев „отчаян от тежките загуби обичал да се осамотява и плачел“ (сам Ботев в стрихотворението „Към брата си“ признава: „често, брате, скришом плача“) и някои решили, че в такъв момент може да е пленен и откаран в Турция!! Защо турците не са го убили (както правели с другите възстанници) и защо турските власти не са го съдили, а са мълчали повече от 80 години?
Още тогава си казах, че България няма нужда от жив, побъркан Ботев.
От друга страна, ако Ботев е убит, стои въпросът: „кой е изпратил коварния куршум“?
През годините 1946-47 бях юнкер в НВУ „В. Левски“ – София и при големи празници (9.IX и др.) при нас идваше министър-председателят Георги Димитров, неизменно придружаван от последния жив опълченец (от Шипка) и участник в Ботевата чета, за когото се говореше, че знаел истината за смъртта на Ботев, но не я казва.
Породи се съмнение, че Ботев може да е убит от свои хора (от близкото му обкръжение) – като виновник за тежката участ на четата.
Или че сам той е стрелял в челото си чувствайки, че обвиненията са справедливи?!?
(Ботев много често мисли и пише за смъртта – почти във всичките си творби. Стихотворението му „Делба“ завършва така „на смърт, братко, на смърт да вървим“, а „Майце си“: „пък тогаз нека измръзнат жили, пък тогаз нека изгния в гроба“. В стихотворението „До моето първо либе“: „смъртта е мила усмивка, а хладен гроб – сладка почивка“ и т.н. – да не цитираме всички случаи. Затова Вазов в стихотворението „Дипломираните“ го нарича: „тоз, мрачниятпевец“. Остава впечатлението, че Ботев желае и търси смъртта си.)
Самоубийството като възможен вариант за смъртта му е силно шокиращо, но то не говори за слабост, а за висок морал и чувство за отговорност и никак не уронва неговия престиж – даже напротив! – повишава го.
Тук, може би, аз съм първият и единствен човек, който се осмелява да каже: „Възможно е Ботев да се е самоубил“.
(Подобно на малкото невинно дете от приказката за цар Траян и невидимите му дрехи, което извикало: „Царят е гол!“)
За да не се гаврят турците с него, и Левски е направил „опит за самоубийство“ (ударил глава в стената на килията) и увиснал на бесилката полу-мъртъв. Обаче, това ни най-малко не пречи на високия му авторитет.
При цялото си величие като революционер, публицист и поет, Ботев наистина е бил слаб военачалник – без военна подготовка или опит и е станал войвода „по неволя“ – старите и опитни войводи се криели и отказвали да поведат готвената от Ботева чета и разбира се под влиянието на общия екстаз, раздухван от самия него.
Така или иначе Опълченецът умря без да проговори и загадката около смъртта на Ботев си остана (и едва ли някога ще се разбули).
Мисля, че каквато и да е истината, България има нужда от Ботев такъв, какъвто го виждаме в цялото му творчество и особено в стихотворенията „На Прощаване“ и „Моята молитва“: – пламенен революционер и поет, щастлив, че „може и млад да загине“ (стига му 'да каже нявга народа: умря сиромах за правда, за правда и за свобода') и че „молитвата му“ се сбъдва (както пише в писмото до близките си от кораба „Радецки“), ЗАГИНАЛ от вражески (турски) куршум – макар и случаен.
Ако Левски е предаден, а Ботев – убит от „свои“, и ако гробовете и на двамата ни великани са неизвестни, ние нямаме основание за особена гордост от това, че сме „българи“, освен че между българите има и немалко достойни хора, а не само крадци, предатели и убийци.
Примери за „достойни“ българи има много. Тук аз ще спомена само ЕДИН – Джон Атанасов – изобретателят на компютъра, чието дело вече е ЕПОХА в световната история. – Компютърна епоха – Интернет (от 20 и 21 век до ... ... ... ?)
Компютъризация електрификация
Компютъризацията е сравнима с електрификацията, атомизацията, автомобилизацията, въздухоплаването, водоплаването и други ЕПОХИ в човешката история и е основа за бъдещата РОБОТИЗАЦИЯ.


2010 г.                                               Иван Джамбов